?

Log in

Previous Entry | Next Entry

Сегодня, как и 15 лет назад прогрессивные мамы озабочены тем, что ребенка надо развивать прямо таки с рождения. А как же! Ведь "после трех уже поздно". К услугам мам методики Глена Домана, Лены Даниловой (на основе того же Домана, дополненная и адаптированная к российским реалиям), Сессиль Лупан, Масару Ибука (по большому счету вариации того же Домана), Марии Монтессори, Тюленева и Сузуки, система Никитиных, методический материал Кюизенера, Денеша, Воскобовича, Чаплыгина, школа 7 гномов... Думаю, хватит для начала :) И это только то, что я вспомнила, уверена, что подвизаются на поприще раннего развития гораздо больше педагогов, психологов, просто талантливых людей, которым есть, что передать детям.
Современная жизнь подливает масла в огонь, не отставая в своих требованиях. На моей памяти 3-х летний малыш должен был проходить собеседование, чтобы попасть в элитный детский сад, а собеседования при приеме на курсы подготовки к школе - сплошь и рядом. При этом ребенку уже предъявляется ряд требований, что он должен уметь делать.
Вот и боятся родители отстать от этого темпа. И начинается - не успел человек родиться, как 10 раз в день карточки с кружочками, 5 раз - занятия по программе развития интеллекта, столько же - физические упражнения, сон и сеансы ползания в треке, по дому развешаны карточки со словами, а еще нужно послушать за день несколько музыкальных отрывков и текстов на иностранных языках, позаниматься развитием памяти, зрительного восприятия, тактильных ощущений...
Думаете, я утрирую? Ничего подобного! Жизнь моих старших детей протекала именно по такому графику с самого рождения. Как и жизнь еще 52-х детишек друзей и знакомых единомышленников, увлеченных в то время ранним развитием.
Математика, чтение, развитие интеллекта, музыка, рисование, иностранные языки, физкультура, развивающие игры всех сортов - вот что наполняло их детскую жизнь. Времени на "ничегонеделание" просто не было. Если дети просто играли, то взрослые следили, чтобы игра все равно охватывала зону ближайшего развития и тем самым развивала ребенка. На прогулке - занятия по окружающему миру. Кубики Зайцева и штанги Монтессори моя средняя дочь до сих пор вспоминает с ностальгией (как прикольно было первые грызть и вторыми драться :)).
Дополняли картину ранняя социализация и общая развивающая среда (привет монтессори-классам и вальдорфской педагогике, про нее тоже не забыли).
К началу школьного возраста мы все были более, чем довольны результатами: общительные, не по годам физически и интеллектуально развитые, рассудительные, начитанные (а как же, читали все самое позднее с 2х лет), самостоятельные, отлично социализированные, с огромным кругозором дети - о чем еще могут мечтать родители? Такими детьми так удобно и приятно хвастаться :)
Никаких отрицательных последствий интенсивного раннего развития мы не видели, наоборот, одни плюсы.
А потом у всех начались школы. И школы были уже разные.
Должна заметить, что не знаю, каков был бы результат эксперимента, останься кто-то из этих детей на домашнем обучение, так как все то поколение, рожденное в 97-2000-х годах, пошло в школы.
Трудности начались с первых классов. Нашим детям попросту было скучно даже в самых продвинутых гимназиях. С одной стороны, они очень многое знали и по многим вопросам гораздо больше, чем предполагала программа. С другой, знания эти характеризовались негибкостью, частичной систематичностью и по отдельным предметам обнаруживались большие дырки, которые не позволяли перепрыгнуть через класс. Ликвидировать пробелы теми же скоростными темпами не получалось, так как желание учиться, познавать новое, искать и добывать знания отсутствовали у этих детей напрочь.
Страшная часть айсберга раннего развития всплыла наружу - эти дети не хотели и не любили учиться! Они привыкли, что новые знания преподносятся им на блюдечке готовыми, загодя, задолго до того, как у них в сознании сформируется запрос на новую информацию. Они не понимали, а зачем нужно еще и еще что-то узнавать, так как сам процесс их уже за 6-7 лет предыдущей жизни изрядно присытил. Мотивация на обучение отсутствовала как факт.
У кого-то родители схватились за голову и успели вернуть радость познания, к кому-то нашли подход учителя, а кто-то в этом вяло текущем состоянии так и проковылял до почти конца школы (самые старшие сейчас в 11-м классе).
В подростковом возрасте у всех обнаружились и еще ряд проблем, а так как все эти проблемы оказались общими (мы, родители, периодически до сих пор общаемся друг с другом, многие так и работают водной организации, так что информацией обмениваемся), то с определенной долей уверенности можно сказать, что корни этих проблем лежат там же, в раннем детстве, которое целиком было посвящено "развивашкам".
У всех детей очень лабильная самооценка, при этом она скачет от резко заниженной до неадекватно завышенной, но никогда не бывает адекватной.
Почти никто из них не умеет крепко и по-настоящему дружить, хотя поверхностно общаются в коллективе все очень легко. Ни у кого нет "лучшего друга".
Для всех характерна сильная ориентация на сверстников и потеря привязанности с родителями (так ей, привязанностью этой никто и не занимался, как-то не до этого было).
Им очень сложно с профессиональной ориентацией и поиском своего пути в жизни - ничто не привлекает, все уже заранее кажется скучным и неинтересным.
Среди них очень мало творческих людей и практически нет исследователей по натуре, кого бы можно было назвать искателем, экспериментатором.
Зачем я все это пишу?
Оказалось, что за почти 16 лет, прошедших с рождения моего старшего сына, ничего не изменилось. Родители так же гонятся за ранним развитием. Хвастаются успехами своих 3-х, 4-х, 6-ти летних детей... Часто я слышу на мамских форумах от родителей дошколят "мы ходим в садик на целый день и с привязанностью все в порядке"...
А меня так и подзуживает спросить, а каким эти мамы хотят видеть своего ребенка в подростковом возрасте? И готовы ли они в этот сложный период столкнуться с оборотной стороной раннего развития?
Большинство из развивающих методик для малышей не развивают креативные способности, не стимулируют творчество, не учат учиться, не прививают любовь к познанию, вообще не учат осознавать, что вот он, этот познавательный интерес у меня появился и мне надо удовлетворить эту потребность познания нового.
Также большинство обучающих методик учат решать задачу в специально организованной среде, никак не обучая переносу навыка в реальную жизнь. Если Ваш ребенок лихо шнурует рамку монтессори и на соседней так же быстро застегивает пуговицы, это совсем не значит, что завтра он так же лихо будет управляться со своей рубашкой и шуровкой ботинок.
Все методики Домана - обычное натаскивание, предполагающее переход количества в качество, который не всегда происходит.
Кубики Зайцева отлично учат читать, но за скобками у большинства педагогов, а значит, и детей остается смысл прочитанного и осознание душевных переживаний героев (а этому тоже надо учить - сопереживать, сочувствовать, вырабатывать свое отношение к добрым и злым, видеть неоднозначность мира...)
И так можно продолжать бесконечно. Нет ни одной методики, которая бы развивала привязанность, сердечные отношения, любознательность, спонтанное творчество, жажду познания, стойкость при столкновения с трудностями на этом пути... Лишь только память, внимание, мышление, скорость мыслительных операций, силу мышц, зрительное, слуховое, тактильное восприятие...
А кому что важнее, каждый родитель сам выбирает для себя... и своих детей.

P.S. Сейчас у нас растет младший, ему 6 месяцев. Мы с ним тоже занимаемся отдельными упражнениями из самых разных методик, но только когда и у него, и у меня есть настроение, нам обоим нечего делать и нет настроения заняться чем-нибудь более полезным, например, поесть грудного молока или поспать вместе :), т.е. исключительно ради моего развлечения и не капли не систематически.

Tags:

Comments

( 264 comments — Leave a comment )
Page 1 of 4
<<[1] [2] [3] [4] >>
marmuletina
Dec. 8th, 2013 11:25 am (UTC)
Спасибо) ты ответила исчерпывающе на вопрос, который меня мучал ( не без помощи родственников Тимофея ).
Я как- то интуитивно не хотела внедрять раннее развитие в нашу жизнь, просто вот оно мне не шло, а объяснить я не могла. Оль, а какая этому есть " розумна альтернатива"? Все-таки не хочется, чтоб ребенок вырос идиотом))) тем более уже дети на улицу гулять не ходят, как в моем детстве.
gestia
Dec. 8th, 2013 11:39 am (UTC)
Мне кажется, альтернатива - просто жить вместе с ребенком - гулять вместе с ним, играть, рисовать, включать его по возможности в свои дела, брать с собой, читать ему книжки, рассказывать что-то, что самой интересно, ну, и отвечать на его вопросы :). Когда будет постарше - помогать найти самому ответы.
А идиотом все равно не вырастет, он же не в изоляции растет :)
(no subject) - Darya Botova - Dec. 27th, 2013 07:16 am (UTC) - Expand
(no subject) - gestia - Dec. 27th, 2013 10:15 am (UTC) - Expand
(no subject) - Darya Botova - Dec. 31st, 2013 11:09 pm (UTC) - Expand
(no subject) - semya_i_dom - Apr. 17th, 2014 08:04 pm (UTC) - Expand
(no subject) - gestia - Apr. 17th, 2014 08:21 pm (UTC) - Expand
(no subject) - semya_i_dom - Apr. 17th, 2014 08:33 pm (UTC) - Expand
(no subject) - gestia - Apr. 18th, 2014 07:10 am (UTC) - Expand
(no subject) - semya_i_dom - Apr. 18th, 2014 07:26 am (UTC) - Expand
(no subject) - gestia - Apr. 18th, 2014 08:07 am (UTC) - Expand
(no subject) - semya_i_dom - Apr. 18th, 2014 08:13 am (UTC) - Expand
(no subject) - pillanga - Jan. 15th, 2014 01:01 pm (UTC) - Expand
meridian_30
Dec. 8th, 2013 01:38 pm (UTC)
спасибо, что поделилась опытом
очень интересно и интуитивно близко
gestia
Dec. 9th, 2013 05:26 am (UTC)
пожалуйста :)
polymammy
Dec. 8th, 2013 01:58 pm (UTC)
Спасибо! Можно репост в мой профиль вконтакте сделать? Хочется, чтобы молодые мамочки почитали.
Ну и вывод, наверно, как всегда — все хорошо в меру.))
gestia
Dec. 9th, 2013 05:26 am (UTC)
пожалуйста :)
можно все, что угодно :)
Ага, все хорошо в меру, это точно!
yorgirl
Dec. 8th, 2013 02:17 pm (UTC)
Да все должно быть в меру. Это точно. Главное любить ребенка, быть с ним здесь и сейчас. И получать удовольствие от совместной деятельности.
gestia
Dec. 9th, 2013 05:26 am (UTC)
+1 :)
andymam
Dec. 8th, 2013 03:25 pm (UTC)
Спасибо, что поделились!
А можете в дети-в-семье выложить, пожалуйста?
gestia
Dec. 9th, 2013 05:56 am (UTC)
пожалуйста :)
выложила
mariyakr
Dec. 8th, 2013 05:17 pm (UTC)
Почему мало творческих? У тебя же дочка рисует? Ты думаешь, итогами "раннего развития" должно быть творчество? Или тяга к экспериментам? А ещё я не очень поняла, почему рр тесно связано с ранней социализацией.
gestia
Dec. 9th, 2013 05:37 am (UTC)
Итогом раннего развития НЕ должно быть отбивание интереса к познанию нового и мотивации к обучению, так как это один из основополагающих факторов самореализации взрослого человека.
Анна рисует, но если медведя 10 лет учить кататься на велосипеде, он тоже виртуозом станет :) Развитие технического навыка не равно развитию творческих способностей. А с креативностью у нее до сих пор проблемы, хотя у нее классный педагог сейчас, который с ней 2й год бьется и подвижки есть.
Ранняя социализация 15 лет назад была такой же модной фишкой, как и сегодня теория привязанности :) И без нее рр не представлялось. Да и сейчас много мамочек, которые отдают ребенка в сад только потому, что пора активно общаться со сверстниками.
(no subject) - polymammy - Dec. 9th, 2013 08:25 am (UTC) - Expand
(no subject) - gestia - Dec. 9th, 2013 08:32 am (UTC) - Expand
(no subject) - tiiare - Dec. 9th, 2013 08:52 am (UTC) - Expand
(no subject) - gestia - Dec. 9th, 2013 09:48 am (UTC) - Expand
(no subject) - irina_rm - Jan. 23rd, 2014 09:46 am (UTC) - Expand
в№ - polymammy - Dec. 9th, 2013 09:50 am (UTC) - Expand
Re: в№ - gestia - Dec. 9th, 2013 10:08 am (UTC) - Expand
(no subject) - mariyakr - Dec. 9th, 2013 05:18 pm (UTC) - Expand
(no subject) - gestia - Dec. 9th, 2013 07:22 pm (UTC) - Expand
(no subject) - kartmsk - Feb. 1st, 2014 01:38 am (UTC) - Expand
(no subject) - gestia - Feb. 1st, 2014 05:13 am (UTC) - Expand
(no subject) - svetik_oneline - Aug. 11th, 2014 07:41 pm (UTC) - Expand
Анна Коновалова
Dec. 9th, 2013 04:36 am (UTC)
Оля, огромное спасибо за честность и опыт! твой пост способен помочь кому-то остановить увлекательный процесс раннего развития и по-новому взглянуть на живущего рядом маленького человека.
gestia
Dec. 9th, 2013 05:37 am (UTC)
пожалуйста :)
a_katkov
Dec. 9th, 2013 06:56 am (UTC)
здравый смысл и любовь должны стоять в основе всех действий. А не стремление фанатично получить результат.

Чувства, привязанность и умение дружить это совсем из другой оперы... Если в родительсткой семье с этим все хорошо - с вероятностью 99% у ребенка сформируется правильная картина мира.
gestia
Dec. 9th, 2013 08:07 am (UTC)
Здравый смысл, любовь, чувства, умение дружить все понимают по-разному. И если бы в то время родителей этих детей спросили, а есть ли это все в их семьях, они бы ответили безусловно утвердительно.
(no subject) - durida - Jan. 27th, 2014 06:45 am (UTC) - Expand
dolmatinka
Dec. 9th, 2013 08:34 am (UTC)
спасибо
Спасибо за пост, очень любопытно. только я не совсем поняла фразу " эти дети не хотели и не любили учиться! Они привыкли, что новые знания преподносятся им на блюдечке готовыми"

как это знания преподносятся готовыми? можете пояснить? :)
gestia
Dec. 9th, 2013 09:54 am (UTC)
Re: спасибо
Есть два способа предлагать новые знания ребенку.
Вариант 1: ребенок прибегает к маме и спрашивает: "мама, а почему небо голубое?" И мама, в зависимости от возраста ребенка и обстоятельств, в которых они сейчас (на прогулке, дома, в дороге) вместе с ним ищет ответ на вопрос.
Вариант 2: Мама присаживается к ребенку и предлагает: "А теперь мы с тобой ознакомимся с птицами. Это глухарь, живет в лесу, перелетная птица, относится к отряду..."
В 1м случае у ребенка возник запрос, потребность в новом знании, и он прибежал к маме ее удовлетворять (не обязательно, что мама начнет ему про преломление света рассказывать, она вообще может спросить "а как ты думаешь?"...)
Во 2м никакого исходного запроса от ребенка не было, он вообще мирно играл :), инициатором занятия была мама с очередной порцией знаний.
Re: спасибо - dolmatinka - Dec. 9th, 2013 10:13 am (UTC) - Expand
Re: спасибо - gestia - Dec. 9th, 2013 10:18 am (UTC) - Expand
Re: спасибо - dolmatinka - Dec. 9th, 2013 01:03 pm (UTC) - Expand
Re: спасибо - gestia - Dec. 9th, 2013 01:06 pm (UTC) - Expand
Re: спасибо - tak_chisto - Dec. 26th, 2013 04:17 pm (UTC) - Expand
julietln
Dec. 9th, 2013 09:01 am (UTC)
Ого, какой у тебя личный опыт и какие результаты и выводы. Большое спасибо, Оля, очень важно и интересно это узнать.
Но все-равно я в большом восторге от такой инциативности :) с организацией "правильного" садика и прочего.
gestia
Dec. 9th, 2013 09:46 am (UTC)
Ой, знаешь, эту бы энергию да в мирное русло)))
putriziy
Dec. 9th, 2013 10:24 am (UTC)
Для меня рр-это процесс ради процесса, т.е. маме интересно/хочется/кажется нужным, и она этим занимается, но по итогу в определенном возрасте большинство деток сравниваются в развитии, кмк. Деткам эти усиленные развивашки и социализация вообще не нужны, они и так разовьются и социализируются, когда им надо) а так, ну натаскаешь ты ребенка на цвета и формы, он от этого гением все равно не станет! И какой тогда смысл? Что он без развивашек вырастет в бревно, которое цветов не знает? Сомневаюсь...
ну эт моя жизненная позиция, на истину не претендую)
А вообще спасибо за пост, очень интересно читать про результат этого рр, ведь, мало кто задумывается, что будет через лет 10+...
gestia
Dec. 9th, 2013 10:25 am (UTC)
Оля, да не кажется тебе, а так и есть :)
(no subject) - averbakh_o - Dec. 9th, 2013 11:34 am (UTC) - Expand
(no subject) - putriziy - Dec. 9th, 2013 11:59 am (UTC) - Expand
tatiana1840
Dec. 9th, 2013 10:51 am (UTC)
Спасибо, очень интересно! Мне это тоже интуитивно близко,и я так же занимаюсь с ребенком только тем, что интересно мне.

И мне ужасно любопытно, что будет лет через 10-20 понятно по теории привязанности :) Наверняка окажется, что и тут своих лакун-косяков столько наоставляли, что дети вырастут какими-то... ну, не совсем такими, какими мы их хотели видеть. Может, инфантильными, может, еще в какую сторону сдвинутыми :)

gestia
Dec. 9th, 2013 11:07 am (UTC)
а не угадаешь, что будет...
вырастут, вот и посмотрим :)
(no subject) - gelievna - Dec. 10th, 2013 01:24 am (UTC) - Expand
(no subject) - gestia - Dec. 10th, 2013 06:03 am (UTC) - Expand
(no subject) - gelievna - Dec. 10th, 2013 06:31 am (UTC) - Expand
(no subject) - gestia - Dec. 10th, 2013 06:44 am (UTC) - Expand
(no subject) - marta_tarskaya - Dec. 10th, 2013 06:03 am (UTC) - Expand
(no subject) - gestia - Dec. 10th, 2013 06:49 am (UTC) - Expand
(no subject) - marta_tarskaya - Dec. 10th, 2013 08:25 am (UTC) - Expand
(no subject) - gestia - Dec. 10th, 2013 02:06 pm (UTC) - Expand
(no subject) - marta_tarskaya - Dec. 10th, 2013 07:14 pm (UTC) - Expand
(no subject) - tatiana1840 - Dec. 12th, 2013 07:24 am (UTC) - Expand
oxana_ukr
Dec. 9th, 2013 10:52 am (UTC)
Мои окружающие раннеразвитые как раз наоборот - и творческие, и познавательно ненасытные, и полиглоты по собственному желанию. Все хотят познать-научиться-провериться и всегда всего мало.
Да и чувствительные они запредельно: и к музыке, и к слову, и даже к танцу. Эмпатия - их рулевой.

Может, мои знакомые были как раз развиваемыми, а не натаскиваемыми.
gestia
Dec. 9th, 2013 11:05 am (UTC)
очень может быть
(no subject) - nadezhda_k - Dec. 9th, 2013 12:36 pm (UTC) - Expand
elena_zamytkina
Dec. 9th, 2013 12:55 pm (UTC)
Я это очень хорошо увидела на примере чтения. Старший сын, с которым я много занималась, в два знал все буквы, а в три свободно читал. Но при этом он... не читал. Т.е., он пользовался навыком чтения для решения каких-то прикладных задач - прочитать инструкцию или правила для настольной игры, но художественных книг, книг для души не читал. Всю художку по-прежнему читала ему я. К счастью мне хватило ума не настаивать и читать вслух столько, сколько было нужно. Тем более, что я сама получала от этого колоссальное удовольствие, восполняя всё недополученное в детстве.
Тем временем у меня подрастала дочка. Я еще не считала, что РР как-то вредит, но сил на двоих детей уходило гораздо больше, запал был уже не тот, да и дочка откровенно противилась обучению чтению. Поэтому я забила и ждала, пока ей захочется самой. Произошло это в 4,5 года. Она просто замучила меня, бегая с букварем и упрашивая позаниматься. За ТРИ МЕСЯЦА в технике и скорости чтения она догнала брата (которому было уже 7,5 лет, из которых он 4,5 года читал) и приступила к самостоятельному чтению толстых книг. Причем она их стала буквально проглатывать, как человек, который прошел через пустыню и увидел воду! Книги стали улетать пачками. Сын сначала смотрел на это с недоумением, но в какой-то момент он увидел книгу, обложка которой его привлекла, и взял её. С этого дня наступил прорыв. Сейчас сын читает с удовольствием, хотя и не в тех количествах, что дочка, но это меня не смущает. Берется за достаточно сложные книги. Недавно прочел полный цикл Толкина про Средиземье. Сейчас читает "12 стульев". За его чтение я абсолютно спокойна, но урок был очень показательным.
В последние пару лет я вообще душой приблизилась к пониманию анскулинга, но, к сожалению, в нашей стране это невозможно. Поэтому иду на компромисс - то, что нужно школе, делаем, а все остальное исключительно по желанию. Результаты очень радуют.
gestia
Dec. 9th, 2013 07:10 pm (UTC)
у нас средняя зачитала только в 12 лет, когда муж ей подсунул "понедельник начинается в субботу", при том, что читает-то с 2-х
(no subject) - marta_tarskaya - Dec. 10th, 2013 06:18 am (UTC) - Expand
ksemuro73
Dec. 9th, 2013 01:32 pm (UTC)
Большое спасибо за этот пост! Настолько все правильно написано и описано! Жаль, что осознание приходит с опозданием! Старшим детям тяжелее всех - именно на них мы учимся становиться родителями! Конечно, можно и нужно развивать ребенка, но при этом нужно крепко дружить со здравым смыслом и чувством меры! Не всегда получается! :)))
gestia
Dec. 9th, 2013 07:11 pm (UTC)
да, чувство меры - очень хрупкая категория
vedlife
Dec. 9th, 2013 03:02 pm (UTC)
Оля, я все сомневалась, то ли сделать перепост и откомментировать у себя в журнале, то ли у тебя прокомментировать. Решила, что хочу знать, что ты думаешь по поводу моих мыслей и выводов, поэтому тут.
Какие называются "последствия":
- эти дети не хотели и не любили учиться
- У всех детей очень лабильная самооценка
- Почти никто из них не умеет крепко и по-настоящему дружить,
Для всех характерна сильная ориентация на сверстников и потеря привязанности с родителями
- Им очень сложно с профессиональной ориентацией и поиском своего пути в жизни
- мало творческих людей и практически нет исследователей по натуре, кого бы можно было назвать искателем, экспериментатором

Если на этот результат посмотреть отстраненно, является ли это следствиями именно занятий в детстве или является следствием дисгармонии в занятиях и упущений?
Проблемы с привязанностью и неумение дружить - это следствие отсутствия работы над укреплением привязанности, это ты сама пишешь. Но ничего не мешает совместить и занятия, и работу над привязанностью. Одно другому не противоречит.
Лабильная самооценка вообще свойственна абсолютно всем подросткам. С поиском своего пути тоже сложно большинству сейчас.
Недостаток творчества - в общем-то тоже.. на самом деле мало действительно креативных людей. Однако это могло вполне стать результатом занятий, если был перекос на "готовенькое" и мало поощрялось творчество. Но это говорит о том, что надо менять схему занятий, а не о том, что абсолютно любое РР приводит к отсутствию творчества.
Ну и напоследок самый крупный "камень в огород" РР - нежелание учиться. Вот это серьезно. Но тут такая мысль - а все-таки как происходили занятия. Как накачивание знаниями или как часть жизни. Никто ведь не жалуется, что то, что ребенку сразу вилку называли вилкой, а ложку ложкой, привело к нежеланию в будущем узнавать законы сервировки...
Если знания навязывались как абстрактные единицы, может все дело в этом? Тут надо бы поподробнее разбираться и думать.
Спасибо, опыт очень интересный.

Но вот вывод я для себя сделала иной, чем ты пишешь. Что такие результаты прежде всего говорят о недочетах выбранных методик и недочетов их внедрения в жизнь, а не о том, что регулярные занятия всегда приводят к таким результатам.
А еще меня удивляет раз от разу, что люди противопоставляют РР чувствованию ребенка и "просто жизни" с ребенком. Я не вижу тут никакого противоречия. Возможно, бывают всякие перекосы, когда результаты ребенка ставятся выше самого ребенка, но не значит же, что это всегда так. Можно жить с ребенком и развивать его, и развиваться самому, и развитие сделать частью жизни, как и предлагаемые знания. Да собственно, ведь так оно и есть, развитие - это ведь смысл жизни, и родитель развивается постоянно... Не для галочки же учим, а для жизни. Знания не самоцель. Я вижу РР как ответ на познавательный голод ребенка, а также как повышение собственного культурного уровня. Потому что как иначе заинтересовать ребенка, кроме как самому гореть предлагаемым.
Что думаешь?
gestia
Dec. 9th, 2013 07:07 pm (UTC)
результат, на мой взгляд, является следствием излишней интенсификации развития (впихнуть все по-максимуму) и полной передачи инициативы в познании от ребенка к взрослому, когда взрослый определяет, что, когда, в каких количествах будет происходить в жизни ребенка, а ребенок "только поворачиваться успевает". При таком режиме ни времени, ни места на развитие привязанности просто не остается.
Перечисленные мной методики действительно оставляют за скобками творческие способности и эмоциональный интеллект (кроме осовремененной вальдорфской системы, пожалуй, но и она хороша в меру), это потому, что когда их основа разрабатывалась, такого термина, как эмоциональный интеллект просто не существовало, и фокус общества был отнюдь не на креативности.
Специально организованные развивающие занятия в своем классичком варианте от жизни оторваны, это минимум специально организованная среда, т.е. то, что ты называешь накачкой знаниями. Ведущий - взрослый, ребенок - потребитель информации, объект воздействия, не субъект. Понимаешь, когда запрос идет от ребенка в жизни и он получает от родителя естественный ответ, это вроде как и не развитие :))), по крайней мере не специально организованное развивающее занятие, хотя по факту развивает то оно ребенка не хуже, чем отдельные "уроки". За счет этого к подростковому возрасту все и сравниваются.
Из каждой методики можно натаскать что-то полезное. Я не против развития ребенка вообще, а против интенсивных ранних специально организованных занятий. Жить и развивать - это одно, а превращать жизнь ребенка в череду занятий - это другое.
(no subject) - hrizolit - Dec. 10th, 2013 05:46 am (UTC) - Expand
(no subject) - dybra - Dec. 11th, 2013 06:31 am (UTC) - Expand
(no subject) - snow_olichka - Dec. 11th, 2013 07:18 am (UTC) - Expand
(no subject) - mria_ts - Jan. 6th, 2014 09:33 am (UTC) - Expand
my_mice
Dec. 9th, 2013 08:32 pm (UTC)
Вы знаете, я тоже со старшей (ей сейчас 15)увлекалась ранним развитием, и Доман, и Сесиль Лупан, и Никитины. И тоже в общем-то жалею, но мы, похоже, обошлись малой кровью. Может, потому что у меня потом еще родились дети и так интенсивно всех развивать у меня просто не хватило сил.
Да,были сложности с учебой, возможно, некоторые моменты и сейчас нам аукиваются.
Моя девочка как раз хорошо умеет дружить, у нее немного друзей, но они крепкие.
Ориентация на сверстников есть, конечно, но привязанность к родителям и авторитет наш с мужем очень высокий. Откровенно говоря, я даже сама удивляюсь.
С профориентацие сложности есть, но скорее по другой причине - у нее есть несколько интересующих ее направлений, и она не может выбрать.
И нетворческим человеком я ее никак назвать не могу - она часами рисует, сочиняет, начала неплохо шить, вкусно, именно творчески готовить.
Правда, я много уделяла внимания именно развитию творческих способностей - мы с ней всегда много рисовали, лепили, клеили. Я и сама люблю это дело. Обычно я ей чего-то давала, а сама сидела рядом и делала что-то свое.
vbogat
Dec. 10th, 2013 10:10 am (UTC)
Раннее развитие - это фикция... Всё должно происходить вовремя. Если детская фантазия достигает пика к 5-6 годам, то и развивать её нужно начинать не в 4 и в 7... Если способность к изучению языков формируется в возрасте 7-8 лет, то незачем натаскивать ребёнка на три языка в 4 года... В дошкольной педагогике довольно успешно используется ТРИЗ, которая даёт хорошие результаты в обучении дошкольников. Одно "но", многое зависит не от самих методик, а умения их преподносить детям...:)
ludychehka
Jan. 16th, 2014 07:52 pm (UTC)
Подскажите пожалуйста где можно почитать про способность к изучению языков в возрасте именно 7-8 лет?
(no subject) - vbogat - Jan. 16th, 2014 08:03 pm (UTC) - Expand
(no subject) - ludychehka - Jan. 16th, 2014 08:07 pm (UTC) - Expand
(no subject) - vbogat - Jan. 16th, 2014 08:10 pm (UTC) - Expand
(no subject) - ludychehka - Jan. 16th, 2014 08:12 pm (UTC) - Expand
(no subject) - vbogat - Jan. 16th, 2014 08:17 pm (UTC) - Expand
(no subject) - ludychehka - Jan. 16th, 2014 08:24 pm (UTC) - Expand
(no subject) - vbogat - Jan. 17th, 2014 06:05 am (UTC) - Expand
(no subject) - ludychehka - Jan. 17th, 2014 06:16 am (UTC) - Expand
(no subject) - vbogat - Jan. 17th, 2014 06:19 am (UTC) - Expand
(no subject) - ludychehka - Jan. 17th, 2014 06:24 am (UTC) - Expand
(no subject) - vbogat - Jan. 17th, 2014 06:27 am (UTC) - Expand
(no subject) - ludychehka - Jan. 17th, 2014 06:34 am (UTC) - Expand
(no subject) - vbogat - Jan. 17th, 2014 06:36 am (UTC) - Expand
(no subject) - uturunco - Jan. 23rd, 2014 07:19 am (UTC) - Expand
(no subject) - ludychehka - Jan. 23rd, 2014 07:41 am (UTC) - Expand
(no subject) - (Anonymous) - Apr. 10th, 2014 04:52 pm (UTC) - Expand
(no subject) - vika_2008 - Jan. 22nd, 2014 07:34 am (UTC) - Expand
(no subject) - vbogat - Jan. 22nd, 2014 07:41 am (UTC) - Expand
(no subject) - vika_2008 - Jan. 22nd, 2014 08:08 am (UTC) - Expand
(Anonymous)
Dec. 10th, 2013 02:25 pm (UTC)
Что ж, читайте ребенку "Курочку рябу", а в школе всему научат )))
gestia
Dec. 10th, 2013 02:39 pm (UTC)
в "Курочке рябе", кстати, как и в других народных сказках очень глубокий смысл заложен. Сказка-то о зарождении Вселенной...
(no subject) - sourire_marie - Dec. 10th, 2013 06:25 pm (UTC) - Expand
(no subject) - iulijf - Dec. 20th, 2013 01:10 pm (UTC) - Expand
(no subject) - gestia - Dec. 20th, 2013 02:10 pm (UTC) - Expand
sourire_marie
Dec. 10th, 2013 06:04 pm (UTC)
Я так поняла Вы против именно строгого следования определенным методикам и жизни по расписанию? А как насчет тематических недель, отдельных занятий в игровой форме, направленных на изучение цветов, счета, игр с крупой и прочего?
Пытаюсь определиться, чем и как заниматься с дочкой, поэтому интересны разные мнения. Однозначно решила, что конкретные методики не для нас. Ни к чему все это. Но вот организовать интересный и познавательный досуг ребенку хочется. Но занятия по вашему принципу "но только когда и у него, и у меня есть настроение, нам обоим нечего делать и нет настроения заняться чем-нибудь более полезным, например, поесть грудного молока или поспать вместе :)" сводятся к критическому минимуму и пребывают в полном хаосе. Дела поважнее найдутся всегда. Для ребенка до года это совершенно нормально, но вот потом все же считаю нужным заниматься с ребенком более регулярно.

Edited at 2013-12-10 06:25 pm (UTC)
gestia
Dec. 20th, 2013 02:13 pm (UTC)
Ничего не могу сказать про тематические недели, не пробовала.
А на тему отдельных занятий - я сейчас пробую ориентироваться на познавательный интерес ребенка, т.е. если увижу, что ему интересны названия цветов, или цифры, или буквы и т.п., то почему бы не позаниматься
(Anonymous)
Dec. 10th, 2013 07:34 pm (UTC)
не переусердствовать бы...., вернеее не навреди....


На глазах семья - папа молодец, занимался...даже, по моему не методиками, просто, что сам мог дать...раньше в школу..., далее учителя - ему нечего делать в первом классе.....перевели во второй через четверть (все же умел)... в итоге 10 лет- съехал ребенок на 2-3, ни учиться ни ходить в школу не хочет... одноклассники не принимают в коллектив (самый умный был-затюкали), теперь самый маленький- 2 года разницы ...... родители опомнились, с младшей осторожнее живут.
mrs_english
Jan. 30th, 2014 08:19 pm (UTC)
Re: не переусердствовать бы...., вернеее не навреди....
Домашнее обучение?
А одноклассники могут "затюкать" по иным причинам - нет крутых шмоток или гаджетов. Или нет в семье машины. Не надо ориентироваться на одноклассников. создавайте среду общения и обучения сами.
Nadezhda Nedashkovskaya
Dec. 11th, 2013 03:31 pm (UTC)
Спасибо, полностью согласна, и спасибо, что именно поделились опытом! Критику раннего развития от медиков и психологов я читала, но опыт мамы - бесценен. Я, наблюдая за ребенком (3 года), пришла к тому же - у нас просто ничего не выходит, если "не созрел". Но задолбали все соседи и мамы на площадке "но ведь надо же учить буквы, надо в садик, надо" ПОЧЕМУ? если я чувствую, что моему ребенку так лучше и могу ему это предоставить. Навязать сейчас неподходящее ему общение, режим, занятия - отбить все желания навсегда. Вот смотрю - только к 3-м он созрел и захотел общаться за пределами семьи - значит потихоньку начну выводить в какие-то детские центры и т.д. Вобщем, тема больная)) и еще раз спасибо!
mrs_english
Jan. 30th, 2014 08:27 pm (UTC)
Мой старший не умел читать в 6 лет, его только В первом классе научили. Не переживайте, каждый ребенок в своем где-то опережает сверстников , а гдето отстает. Но это не повод торопиться, лишь повод наблюдать и радоваться иным успехам.
vredina62
Dec. 11th, 2013 04:12 pm (UTC)
Ну почему же "нет ни одной методики, которая бы..." Очень даже есть. называется - любовь)))
Ещё вторая есть - личный пример значимого взрослого. ;)

А вообще - спасибище за статью. Очень актуально и по делу. Полностью согласна. Добавлю ещё, что встречала и неврологические нарушения от постоянного натаскивания - вплоть до заикания. А надо-то было всего родителям не стараться бежать впереди паровоза, а слушать и слышать мелких....
mrs_english
Jan. 30th, 2014 08:23 pm (UTC)
Мудро, спасибо
(no subject) - vredina62 - Jan. 31st, 2014 03:29 am (UTC) - Expand
_soula_
Dec. 11th, 2013 06:52 pm (UTC)
Спасибо за актуальный и честный пост. Вот так смело признавать свои ошибки и еще и поделится с окружающими - вы смелый человек! Восхищаюсь!
По поводу самой проблемы, мне кажеться, как и нескольким другим комментаторам, что проблема собственно не в методиках. Основная проблема в не совсем верных приоритетах. Получилось так что в то время когда вы развивали детей, общие приоритеты в обществе были направлены на развитие "технических" навыков, а не творческих, душевных - как это лучше сказать ? Вы хотели дать детям лучшее, вы дали все что могли лучшего на тот момент. Спасибо за ваше предупреждение нам.
Сейчас, мне кажется, мы взрослые только-только сами начинаем понимать такие вещи как управление мотивацией, осознание ценностей, осознание своих потребностей, важность эмоций и привязанностей. Думается это будет прекрасно, научить детей этому всему (в течении всего детства), но кто знает что за побочные эффекты будут тут? Увидим через 10 лет )
mrs_english
Jan. 30th, 2014 08:22 pm (UTC)
Где можно почитать об управлении мотивацией? Родился второй сын и я хочу чуть по-другому воспитывать его.
(no subject) - gestia - Jan. 31st, 2014 01:53 am (UTC) - Expand
nicusya_90
Dec. 12th, 2013 10:54 am (UTC)
Вы прямо меня успокоили! Я, смотря на своих подруг с детьми, прямо себя горе-мамашей чувствовала. Все с рождения карточки с буквами показывают, классику включают, энциклопедии читают. Одна я как дура погремушками трясу...))) ну не вижу я смысла в этих карточках!
geleosq
Jan. 17th, 2014 12:28 pm (UTC)
Только есть ведь разница между "классику включают" и "насильно заставляют слушать"! Помню, мой мудрый и опытный педагог по виолончели Вера Михайловна Бирина советовала: "Хотите привить ребёнку любовь к музыке - включайте её иногда как фон,негромко,ненавязчиво. Но не заставлляйте слушать часами".
Словом, не доводите любую идею до абсурда!
(no subject) - nicusya_90 - Jan. 17th, 2014 12:46 pm (UTC) - Expand
(no subject) - mithrilian - May. 4th, 2014 04:37 pm (UTC) - Expand
Page 1 of 4
<<[1] [2] [3] [4] >>
( 264 comments — Leave a comment )

Latest Month

May 2016
S M T W T F S
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
293031    
Powered by LiveJournal.com
Designed by chasethestars